Сайт создан на конструкторе for.ru.   Создайте и Вы себе сайт бесплатно!

Объявление на For.ru:
for.ru/create/shop/
Создайте свой Интернет - магазин

for.ru/create/shop/
И размещайте здесь свою рекламу бесплатно.

 
 
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
Реклама:
Создайте себе сайт бесплатно!
Создайте себе сайт бесплатно!
 
 

Секция педагогов-психологов

 

 

Насилие в семье. Остановим вместе 

педагог-психолог Калацкая Инна Анатольевн 

ГУО«Средняя школа №8 г. Бреста имени Героя Беларуси В.Н.Карвата»

 

 

 

 

 

 

        Цель работы:  представить систему работы педагога-психолога школы по проблеме домашнего насилия.

Задачи:

1.     Конкретизировать и уточнить понятие домашнего насилия, его виды, отличие от бытовых конфликтов.

2.     Систематизировать опыт работы по проблеме домашнего насилия.

3.     Представить информацию о наиболее эффективных формах и методах, используемых в деятельности  педагога-психолога школы по предотвращению насилия в семье.

       О том,  насколько актуальна проблема домашнего насилия сегодня, мне, автору данной статьи, известно не понаслышке, поскольку будучи психологом ГУ ТЦСОН Московского района г. Бреста, проводила активную работу с людьми, пострадавшими от насилия в семье, в рамках проекта международной технической помощи «Развитие национального потенциала Республики Беларусь в целях противодействия домашнему насилию в условиях достижения гендерного равенства».

     В Беларуси домашнее насилие является наиболее распространенным видом насилия на гендерной почве. Ежедневно в республике в органы внутренних дел поступает около 500 сообщений о фактах семейно-бытовых конфликтов, из которых свыше 70% составляют случаи домашнего насилия в отношении женщин и детей. В то же время, значительное количество случаев насилия не фиксируется, поскольку многие женщины либо склонны мириться с его проявлениями, либо предпочитают искать решения, не обращаясь с заявлениями в официальные органы.

Основная проблема заключается в том, что ни агрессор, ни жертва не «выносят сор из избы», в силу понятных причин,  и порой единственными очевидцами могут быть случайные люди – соседи, прохожие, коллеги по работе, учебе. Поэтому в настоящий момент, работая в школе, считаю, что чрезвычайно важно быть неравнодушным к чужой беде, особенно в нынешнее время, когда виртуальная реальность все больше вытесняет из сознания подростков реальную жизнь. Чуждая когда-то фраза «это не мои проблемы» становится, увы, лейтмотивом современных отношений.

     Говоря о проблеме домашнего насилия, хочется остановиться на основных аспектах, которые необходимо четко знать каждому.  Часто в бытовом сознании конфликт, ссора, отождествляется с насилием в семье. Но это далеко не одно и тоже. Конфликт – столкновение противоречий, несогласие между людьми,  возникает ситуативно в любой семье, организации, коллективе. Если мы говорим о домашнем насилии – это повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна и позволяет отличить домашнее насилие от обычного конфликта в семье. Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое (причинение боли, избиение, порча вещей, имущества);  сексуальное (принуждение к какой-либо форме сексуальных отношений); психологическое (нанесение вреда психологическому здоровью – оскорбления, угрозы, шантаж, тотальный контроль); экономическое (материальное давление: лишение финансовой поддержки, контроль над доходами, запрет на работу, обучение). В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно. Основной способ поведения агрессора –  это модель власти и контроля над жертвой. И самая большая ошибка жертвы – это чувство вины, позволяющее оправдывать обидчика, обвиняя в происходящем себя. По данным статистики, чаще всего жертвами становятся женщины и дети, пожилые люди. Но агрессором не обязательно является мужчина – часто это мать по отношению к детям, или престарелым родителям.  Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг. Поскольку мы говорим о насилии как о модели поведения, очень важно вовремя выявить и пресечь такие случаи, тем самым снизится вероятность того, что ребенок перенесет этот способ поведения в собственную взрослую жизнь.

     Как показывает опыт работы в школе, основная категория семей, где есть факты домашнего насилия – это семьи, находящиеся в социально-опасном положении, а также семьи, где родители  основным методом воспитания считают физические наказания. Не менее травматичным для психики впоследствии оказывается и психологическое насилие – ругань, оскорбления, насмешки, игнорирование потребностей ребенка.

     Что касается работы в школе по предотвращению домашнего насилия,  главным аспектом здесь является выявление случаев жестокого обращения с детьми. Предварительно проводится информирование классных руководителей с целью обратить внимание на признаки, прямые, или косвенные, которые могут указывать на неблагополучие в семье ребенка. В дальнейшем при необходимости проводится  работа по изучению взаимоотношений в семье, эмоционального состояния с использованием проективных методик, беседы. Для изучения стратегии воспитания могут использоваться различные анкеты, опросники, но их информативность не может являться достоверной во всех случаях.  Поэтому здесь важнее наблюдение, в ряде случаев стоит принять во внимание мнение  ближайшего окружения семьи, соседей. В дальнейшем ведется четкий контроль за семьей, в соответствии с планом работы социального педагога и психолога, если семья признана находящейся в социально-опасном положении. Также предусматривается работа с учащимися, пострадавшими от насилия в семье. Дети, подвергающиеся жестокому обращению,  имеют возможность получить психологическую поддержку. К сожалению, невозможно купировать последствия домашнего насилия полностью, поскольку ребенок зачастую вынужден жить в сложившихся условиях. Несмотря на выступления на родительских собраниях по теме домашнего насилия, о недопустимости физических мер воздействия, все же есть родители, которые считают физическое наказание оправданным, поскольку сами в прошлом были воспитаны методом «кнута и пряника», что только подтверждает факт того, что модель поведения переносится впоследствии детьми  во взрослую жизнь. Несмотря на то, что уже в младшем школьном возрасте дети способны осознавать факты жестокого обращения, они не всегда понимают причины происходящего. Физические наказания за мнимые или реальные проступки воспринимаются болезненно, ребенок испытывает панический страх, тревогу перед наказанием, однако при этом чувство вины делает его вдвойне беззащитным перед родительской агрессией, которую он оправдывают, считая заслуженной. Так формируется психология  жертвы.

     Младший подростковый возраст, исходя из психологических особенностей, является оптимальным для начала профилактической работы по противодействию домашнему насилию. Целесообразно проведение классных часов, занятий с элементами тренинга, примерные темы: «Насилие в семье. Что это?», «Домашнее насилие: остановим вместе», «Что вы знаете о жестоком обращении?» с предварительным анкетированием. Анкета (см. Приложение 1) содержит практически всю необходимую для усвоения информацию, на начальном этапе позволяет уточнить имеющиеся представления и знания по данной проблеме. Учащимся дается возможность высказаться по каждому вопросу и получить достоверный ответ в процессе обсуждения, а также выразить свои чувства, мысли, эмоции через рефлексию и получение обратной связи. В обязательном порядке учащимся и родителям необходимо предоставить информацию о том, куда можно обращаться, если они стали свидетелями домашнего насилия или жестокого обращения с людьми, а также алгоритм действий, если сами оказались в кризисной ситуации (раздача буклетов с планом безопасности, включающим алгоритм действий, телефонами Горячей линии – см. Приложение 2 - фото).

       Важным моментом в профилактике домашнего насилия является проведение акций с привлечением специалистов различных ведомств, осуществляющих взаимодействие в работе со случаями домашнего насилия, а также совместных мероприятий с участием детей, родителей и педагогов.

     Деятельность по профилактике домашнего насилия будет эффективной, если:

·        вести ее со всеми участниками образовательного процесса целенаправленно;

·         на диагностической основе;

·         с использованием активных форм работы.

 

Список  литературы:

1.     Интернет-источник: сайт Министерства  внутренних дел Республики Беларусь

2.     Насилие в семье: особенности психологической реабилитации под ред. Н.М. Платоновой – Спб, 2004

3.     Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педвузов – М.: Владос, 1997

 

 

 Приложение 1

Анкета

1.     Домашнее насилие это:

·        Когда родители бьют детей

·        Когда в доме постоянно ругаются

·        Когда детей не кормят и не выпускают на улицу

2.     Жертвами домашнего насилия могут стать:

·        Только дети

·        Женщины

·        Пожилые люди

3.     Бывали ли случаи, когда ты сталкивался с насилием по отношению к знакомым или незнакомым людям, соседям, родственникам?

·        Да

·        Нет

·        Не помню

4.     Какие чувства и мысли вызывают описанные ниже ситуации? (напишите)

·        Отец (мать) бьют маленького ребенка на улице

·        У соседей постоянно слышны ругань и плач

·        Пожилой человек, оставленный запертым на несколько дней без воды и пищи

5.     По каким признакам можно определить, что человек стал жертвой домашнего насилия? (внешние признаки, поведение)

6.     Какую помощь ты можешь оказать,  если случайно стал свидетелем жестокого обращения (или узнал о том, что домашнее насилие есть в семье знакомых тебе людей)?

 

 

 
 
 
Пожаловаться на сайт